среда, 24 февраля 2010 г.

Тренд наш насущный

Авторская статья веб-журнала Эка.ру
Олег Гишар // 21 февраля 2010

Кафе "Хлеб насущный".

Сейчас все говорят об экозданиях и экоофисах, а вот зеленые кафе появились недавно. В Москве на это звание претендует сеть «Хлеб насущный». Не случайно «Хлеб» стал местом встреч экологического сообщества Ecolounge.

Бренд «Хлеб насущный» или «Le pain quotidien» был создан в Бельгии 20 лет назад. Легенда у него такая. Его будущий владелец все мечтал найти в ресторанах хлеб, похожий на тот, что пекла его бабушка. И не находил. Тогда он решил испечь его сам. Так появилось кафе «Le pain quotidien». Оно имело успех и быстро развилось в сеть. Сейчас этих точек 114 в Германии, Дании, Нью-Йорке, в Азии и России. Желание поесть бабушкиного хлеба совпало с модной идеей органической еды, которую продают в кафе и сопутствующих ему магазинах. В ней нет никаких искусственных добавок. Под эту идею подверстывается и атмосфера.



Владелец российской франшизы Ян Зильберквит назвал ее атмосферой «второго дома». Макдональдс – удобен, но не дом, ресторан Аркадия Новикова роскошен, но не дом, а «Хлеб насущный» – именно что второй дом. В каждом кафе этой сети есть длинный деревенский стол. За него садятся незнакомые люди, и чувствуют они себя несколько иначе, чем за отдельными столиками. Как у бельгийской бабушки на кухне. Тепло, уютно, не чопорно, чисто, вкусно, опрятно.



Важнейшая особенность «Хлеба насущного»: здесь можно просидеть с компьютером несколько часов, взяв лишь чашку кофе. И на тебя не будут коситься со злостью. Второй дом - он и есть второй дом. Другое исключительное, на мой личный взгляд, достижение: в «Хлебе» нет дискриминации некурящего населения! В большинстве московских кафе лучшие места отдают курильщикам, загоняя некурящих посетителей в подвал, подальше от окон, либо заставляя их дышать дымом. В «Хлебе» некурящая зона больше и лучше и отделена от курящей стеклянной перегородкой, так что дым совсем не проникает через нее. Это тоже входит в концепцию «второго дома», ведь дома не курят.
В-третьих, спасибо за название. Оно и высокое, и элементарное. Это и слова главной христианской молитвы «Отче наш», и устойчивое (так и хочется сказать sustainable) выражение. Человек получает здесь самое простое и самое главное. Хлеб, много видов вкусного хлеба, а также другие простые вещи: чай, кофе, молоко (тебе к кофе и шоколаду приносят огромную домашнюю чашку молока – ведь мы в гостях у бельгийской бабушки), вечером – вино. Нечто базовое. Блюд немного, но опять же есть базовое и самое популярное у клиентов – суп. Чего-то может и не быть. Это как дома, говорит Ян, - приходишь и смотришь, что есть в холодильнике. Зато продукты не остаются на следующий день и всегда свежие.



Мебель и дизайн - от них создается впечатление, что «Хлеб насущный» был всегда. У него настолько вневременная эстетика: дачно-деревенская мебель, кирпичные стены, цветные стеклышки, что, когда он встроен в стеклянный бизнес-центр (как на Лесной улице), кажется, что строители просто сохранили старое кафе. Мебель сделана из сибирской сосны. С ней ничего не случится даже через 20 лет, так как в подобной эстетике допустимы царапины и потертости и иные следы старения. Лишь стулья заказали из более прочного дуба, потому что посетители (долго сидящие завсегдатаи) раскачивались на стульях и ломали их. Долгоиграющая мебель – это экологично, обычный для кафе цикл замены столов – пять лет, говорит Ян.



И вот как-то так сложилось, что именно «Хлеб насущный» облюбовало экосообщество Ecolounge (связанное с международным проектом Greendrinks). Вообще в России, где так слабы горизонтальные связи, потому что мы, ленивые и пассивные, хотим лежать на печи, и чтобы все само с неба свалилось и дураку повезло, появление людей, которые не сидят сложа руки, удивительно. Эколаунж, основанный Артуром Локометом и Сашей Казанцевой, собирает энтузиастов и экспертов для обмена информацией. На зеленых завтраках и ужинах, которых было за последние месяцы около десятка, можно было встретить физиков, химиков, биологов, юристов, чиновников, архитекторов и т.д. Закон об энергоэффективности, зеленые строительные стандарты, инвестиции в экологию и многое другое было проанализировано и предложены новые стратегии.
В эпоху постмодернизма каждый живет, как хочет. Объединяющей идеологии нет, и хорошо. Но сдвиг от бесконтрольного потребления в сторону экологии и стеснения себя ради гармонии с окружением очевиден. В философии, политике, экономике.



Для нас, обывателей, это означает¸ что пора менять образ жизни. Это теперь cool – сесть на карбоновую диету! Уменьшить свой карбоновый след в природе! Это значит: поставить дома энергосберегающие лампы, пореже ездить на автомобиле (да, пересаживаемся на метро, это модно). Принимать душ быстро, не тратя лишних капель. Ходить в магазин с холщовой сумкой и перестать пользоваться пластиковыми пакетами (распад которых в земле составляет 70 лет). Младенцев переводим с памперсов на «винтажные» марлевые подгузники, а себя – с бумажных на батистовые носовые платки. Короче, минимизируем все одноразовое и не покупаем новые вещи, если старые еще служат.
Кроме Ecolounge, таких экосообществ в России несколько, например Ecowiki, не считая известных некоммерческих организаций, таких как Гринпис и Всемирный фонд дикой природы. В России все изменения всегда вводятся сверху, путем запретов (а запреты не работают). Поэтому радует, что зеленое движение вошло в «горизонтальную» плоскость, и у него появились трендсеттеры.
У меня есть надежда. Большинство грузовиков и старых легковушек дымят, потому что у них неисправные двигатели. И эта «газовая камера» - реальность наших городов. Невозможно заставить водителя, у которого дымит машина, поменять двигатель с помощью техосмотра. Техосмотр он просто купит. А вот если его девушка поссорится с ним, потому что загрязнять атмосферу – это отстой, и «так сейчас не носят», он в лепешку расшибется и двигатель поменяет. Поэтому появление «зеленой горизонтали» можно поприветствовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий