среда, 9 декабря 2009 г.

Энергоэффективные новеллы


Авторская статья эколенты greeen.ru (Артур Локомет)

Энергоэффективность для России всегда оставалась одной из главных и
актуальных проблем. Наша страна потребляет в 2,5 раза больше
энергоресурсов на единицу ВВП, чем страны с соизмеримыми нашим
показателями. Более бережное отношение к энергии позволило бы России
экономить около 1 трлн. рублей в год.

Этой проблеме был посвящен первый <<Зеленый деловой завтрак>>,
организованный в рамках проекта <> совместно с юридической
фирмой <>. Прошедший 25 ноября Зеленый Деловой Завтрак
- это начало серии подобных мероприятий, посвященных приближающейся
15-й Всемирной конференции ООН по изменению климата.

Накануне конференции ученые, экономисты и экологи подводят итоги
результатам, достигнутым в первый период действия Киотского протокола
(2008-2012). Важнейшим в контексте разговора об энергетической и
экологической эффективности представляется исследование <Scorecard>>, разработанное WWF и концерном <> и показывающее
эффективность климатической политики восьми ведущих индустриальных
стран. У России хорошие позиции лишь в таких показателях как
<<Эмиссионный тренд 1990-2007 и <<Актуальное состояние по сравнению с
целями Киото>>. Во всех остальных областях, в том числе
энергоэфективности промышленности, наша страна во многом отстает от
ведущих индустриальных государств.

Поэтому президентом Дмитрием Медведевым был подписан указ о снижении
энергоемкости российской экономики к 2020 году на 40 %.

Вслед за этим было принято несколько фундаментальных документов,
направленных на улучшение энергоэффективности отечественной
промышленности. Это - энергетическая стратегия, утвержденная
Правительством Российской федерации 13 ноября 2009 года, и закон <<Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности>>,
подписанный 23 ноября.

Энергетическая стратегия России до 2030 года включает в себя три
этапа. На первом (2013-2015 гг.) планируется преодоление кризисных
явлений в энергетике. На втором (2016-2022 гг.) - повышение
энергоэффективности за счет инновационного развития ТЭК. Третий период
(2022-2030 гг.) предполагает создание задела для перехода к
нетопливной энергетике.

Эти стратегические цели подкреплены практическими мерами в Федеральном
законе No.261 <<Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности>>. Заместитель директора Департамента государственного
регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности
Министерства экономического развития Олег Плужников считает принятие
такого закона огромным шагом вперед.
<<Государство как бы хочет сказать, что оно осознает приоритетность в
деятельности по повышению энергосбережения и энергоэффективности,
поэтому действует по принципу: <<начни с себя>>. - считает Олег
Борисович - Государство говорит: <<Давайте для начала приведем в
порядок наше энергетическое хозяйство, систематизируем статистические
данные>>. Поэтому закон и вводит обязательное проведение энергоаудитов.
Это в первую очередь коснется бюджетных организаций,
компаний-монополистов и предприятий, у которых счет за энергию
превышает 10 млн. рублей. Эта попытка навести порядок и вообще понять,
что происходит в нашем энергетическом хозяйстве, представляется мне
наиболее важной.

Далее закон предусматривает уже ряд административных мер. Таких,
например, как постепенный запрет на оборот лампочек накаливания и
замены их энергосберегающими лампами. Помимо этого вводится
обязательная маркировка продукции по уровню энергоэффективности. Это
касается как отечественных товаров, так и импортируемых.
Для предприятий бюджетного сектора введен жесткий норматив по
сокращению энергопотребления на 3 % в год. Это не просто
административная мера, а в большей степени рыночная: прописан целый
ряд норм, которые позволяют работать на этом рынке энергосервисным
компаниям.

Также закон регулирует область государственных и муниципальных
закупок. Во-первых, с 2011 года бюджетным организациям запрещается
покупать лампочки накаливания. Во-вторых, дополнительным критерием при
закупках становится показатель энергоэффективности.

Другой важный аспект - поддержка энергоэффективного бизнеса:
субсидирование процентной ставки, налоговых льгот, возможность
изменения амортизационных отчислений>>.

Повышение энергоэффективности должно привести и к модернизации
промышленности и экономики. Как полагает известный ученый и директор
Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, инновационное
развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и внедрение новых
технологий может способствовать качественному модернизационному скачку
экономики и повышению уровня образования населения. По мнению Виктора
Ивановича, сбрасывать со счетов этот социально значимый фактор ни в
коем случае нельзя.

Принятый закон также подкреплен конкретными действиями, отраженными в
Государственной программе энергосбережения и повышения энергетической
эффективности. Проект документа пока не одобрен, но уже готов
процентов на 95.
Один из разработчиков программы - Игорь Башмаков, исполнительный
директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), -
рассказал, что ее стоимость составит примерно 10 трлн. рублей. При
этом ожидается, что на 80 % инвестировать ее будет бизнес. Башмаков
отметил, что одной из главных проблем при составлении программы было
отсутствие статистических данных.

Показатели экономической эффективности программы чрезвычайно высоки.
Ее реализация позволит России экономить к 2015 году 80 млн. тонн
условного топлива, а к 2020 - уже 100-115 млн. тонн. В пересчете речь
идет о сотнях миллиардов долларов.
По словам заведующего лабораторией <<Энергосбережения и микроклимата
зданий>> НИИСФ РААСН Юрия Матросова, чрезвычайно важно, что закон
вводит стандарты энергоэффективности и для строящихся зданий. Так с
2000 года введено в эксплуатацию 360 млн. квадратных метров жилья, в
среднем они потребляют на 40% энергии меньше. Это позволяет экономить
государству до 50 млн. тонн условного топлива в год. Но
останавливаться на этом не стоит: перспективой на следующие 15-20 лет
Юрий Матросов считает переход на <<зеленые здания>> или <<пассивные
дома>>, которые способны потреблять в 3 раза меньше энергии.

В принятом законе есть и свои пробелы. Большинство сходится во мнении,
что главный минус - это отсутствие должного внимания к возобновляемым
источникам энергии. Юрист <> Сергей Ситников полагает,
что в Государственной Думе просто не захотели усложнять закон: видимо,
пробел, должный регулировать эту отрасль, будет вскоре заполнен
дополнительными актами и постановлениями.
Также законом практически не предусмотрено экологических мер, что, по
мнению некоторых экспертов, просто опасно. Однако, как заявил Олег
Плужников, экология - другая сфера, которая регулируется своими актами
и постановлениями. К тому же отсутствие прямых ссылок на экологию в
законе не говорит о ее игнорировании: повышение энергоэффективности
автоматически позволит России значительно снизить выбросы парниковых
газов.

Несмотря на эти пробелы, и стратегия, и закон, и готовящаяся
программа, пожалуй, первые серьезные шаги российского государства в
решении проблемы энергоэффективности. Если раньше, как говорил Дмитрий
Медведев, <<одна болтовня>> на эту тему шла, то теперь, похоже, решили
перейти к прямым действиям.
Это вдвойне важно, учитывая стартующую через несколько дней
климатическую конференцию ООН в Копенгагене. До ноября 2009 года
эксперты были уверены, что российской делегации ехать в Данию было не
с чем. Теперь после подписания этих фундаментальных документов наша
страна должна стать полноправным участником разговора о будущем
планеты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий